ЭПИ — это обязательное Электронное предварительное информирование таможенных органов
ЭПИ: что это такое
Обязательное Электронное предварительное информирование введено 17 июня 2012 года. Основание для введения — Решение Комиссии ТС от 9 декабря 2011 г. № 899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом».
Перевозчик, экспедитор, другое аккредитованное лицо заблаговременно уведомляет таможенную службу о маршруте и товарах, ввозимых на территорию таможенного союза. Таможня присваивает каждой заявке номер.
Фактически, этот номер — MRN (Movement Reference Number) – идентификационный номер перевозки.
ЭПИ: особенности
Электронное предварительное информирование таможенных органов – процесс из нескольких стадий.
- создают электронную копию ТД (транзитной декларации),
- передают ТД в систему в автоматизированную систему через специальное ПО,
- проводят форматно-логический контроль (чтобы найти ошибки),
- регистрируют ЭТД
- получают уникальный идентификационный номер перевозки (УИНП).
Электронную копию ЭПИ используют как копию транзитной декларации.
Финальный этап — разрешение на таможенный транзит.
ЭПИ: как это работает
Как только водитель прибывает на пограничный пункт таможенного контроля (пункт таможенного оформления ПТО), он предъявляет номер сотруднику таможни. Сотрудник находит поданное уведомление о перевозке и ввозимых товарах, сверяет с документамина руках у водителя. Если расхождения отсутствует, таможенник оформляет груз.
Предварительное уведомление таможенных органов ввели для того, чтобы оптимизировать процесс оформления грузов при прохождении границы и ускорить само прохождение.
Кто составляет ЭПИ
Перевозчик или экспедитор вынужден составлять уведомления самостоятельно.
Авто-транспортные компании, завязанные на международные грузоперевозки (при штате в 30+ машин) держат специального сотрудника, который и хаполняет бланки уведомлений.
Если же машин меньше, многие нанимают сторонних декларантов для составления уведомлений. Обходится дешевле. Ошибок больше, но что делать?
Выход в том, чтобы составлять уведомления о предварительном информировании таможенных органов самостоятельно.
Тут главное — разобраться в нюансах. Ведь, напомним, главное, чтобы машина не стояла на границе и груз приехал вовремя.