Что такое ЭЦП для таможни?
ЭЦП для таможни (электронная цифровая подпись для таможенного оформления) дает возможность онлайн взаимодействия с таможенными органами от имени директора или сотрудника компании импортера/экспортера.
С помощью ЭЦП и специального ПО можно:
- Подавать таможенные декларации;
- Подавать разрешительные документы и сопроводительную документацию по товару;
- Отвечать на запросы ФТС;
- Участвовать в таможенных осмотрах и досмотрах товара;
- Предоставлять дополнительные документы по товару;
- Отправлять предварительную информацию, транзитные декларации, статистическую форму, отчеты ОЭЗ.
Какая электронная подпись нужна для таможенного оформления?
Согласно закону «О таможенном регулировании Российской Федерации» от 03.08.2018 г. №289 ФЗ допускается использовать только квалифицированную электронную подпись.
Читайте статью Виды электронной подписи для различных сервисов и ВЭД
Для работы с сервисами таможни квалифицированная электронная подпись должна обладать следующими дополнительными свойствами:
- Содержать дополнительные расширения (идентификаторы OID) для работы в информационных сервисах ФТС;
- Быть записана только на защищенный носитель («Рутокен»);
- Записанный сертификат электронной подписи должен быть неэкспортируем.
Электронная подпись для ФНС (или сервиса Госзакупки) для использования в таможенной системе НЕ подойдет. Она будет корректно работать лишь для ограниченного количества операций.
При этом квалифицированная электронная подпись для таможенного оформления с идентификаторами полностью подойдет для использования в других сервисах.
Кто может получить ЭЦП?
ЭЦП для таможни оформляется на любого сотрудника компании импортирующей/экспортирующей товар. Чаще всего привязку делают к генеральному директору компании. При подаче таможенной декларации по ЭЦП на сотрудника компании понадобится доверенность от генерального директора.
С 2021 года при получении ЭЦП требуется личное присутствие сотрудника на которого она оформляется.
Где получить ЭЦП для таможни?
ЭЦП получают через удостоверяющие центры аккредитованные федеральным органом исполнительной власти – Минкомсвязью России. Список аккредитованных удостоверяющих центров можно найти на официальном сайте Минкомсвязи.
С 01 января 2022 года оформление ЭЦП на генерального директора возможно только в специальных удостоверяющих центрах ФНС.
Как получить ЭЦП?
У каждого удостоверяющего центра своя процедура получения ЭЦП для таможенного оформления.
- Как получить ЭЦП для таможни в компании «Сигма-софт»
- Как получить ЭЦП для таможни в компании «Контур»
Есть ли разница в каком удостоверяющем центре получать ЭЦП для таможни?
Для подачи деклараций и взаимодействия с ФТС таможенные представители/брокеры используют программное обеспечение от разных производителей. Не все ЭЦП подходят для работы в разном ПО.
Уточните у своего брокера в каком удостоверяющем центре он рекомендует получать ЭЦП для таможенного оформления. Или заранее закажите у брокера получение идентификатора ВЭД для совместимости с его программным обеспечением.
Идентификатор ВЭД – это идентификатор вашей компании как участника ВЭД в ПО таможни. У разных компаний выпускающих ЭЦП идентификаторы вашей компании в ПО таможни могут быть разные.
Если ЭЦП выпускает сам производитель ПО, то она автоматически подходит для работы в его программе. Для ЭЦП других производителей нужно дополнительно получать идентификатор участника ВЭД в компании, ПО которой установлено у брокера.
Например, если вы выбираете таможенного представителя/брокера работающего с программой «Монитор ВЭД» от «Сигма-софт», но получаете подпись удостоверяющем центре другой компании, то брокеру потребуется дополнительно получить идентификатор участника ВЭД вашей компании совместимый с системой «Сигма-софт».
Сколько это стоит электронная подпись для таможенного оформления?
Стоимость и сроки оформления ЭЦП зависят от удостоверяющего центра. Стоимость получения ЭЦП в разных удостоверяющих центрах начинается от 3000 рублей.